Стойки в айкидо

Стойки в айкидо
http://boyec.ru/arts/190326/

Основная стойка – камаэ В отличие от некоторых других видов боевых искусств, в Ёсинкан айкидо используется относительно небольшое количество базовых стоек (камаэ, kamae), но зато им уделяется очень большое внимание.
Как говорят, "в Ёсинкан айкидо всё начинается с камаэ, и всё заканчивается камаэ".
Правильное камаэ, наряду с правильными базовыми перемещениями (кихон доса), является ключом к хорошему выполнению приёмов айкидо.
В Ёсинкан айкидо используются две основные стойки: миги ханми (migi-hanmi) камаэ (правосторонняя стойка) и хидари ханми (hidari-hanmi) камаэ (левосторонняя стойка). Эти стойки абсолютно симметричны. В миги ханми камаэ впереди стоит правая нога, в хидари ханми камаэ – левая.
Истоки камаэ восходят к стойке японского фехтовальщика. По своей сути камаэ – это остановленный шаг, при этом положение рук, восходящее к хвату меча, обучает контролю над правильной дистанцией (маай) с противником и возможными действиями против его атак.
Расположение стоп и кистей рук на одной прямой позволяет усвоить принцип центральной линии; перенос значительно большей части веса на впереди стоящую ногу позволяет успешно противостоять давлению противника.
Исходная позиция для перехода в камаэ
Исходной позицией для обучения камаэ является мусуби-дати (естественная стойка, используемая в том числе, в ритуалах).
Положение тела в мусуби-дати: пятки вместе, носки врозь под углом 90 градусов, по 45 градусов по отношению к центральной линии; стоять нужно расслабленно, спокойно, глядя вперёд, руки свободно опущены вдоль тела; вес тела несколько смещён на носки ног.
Смысл мусуби-дати - отсутствие стремления к движению в каком-либо одном направлении, сохранение полного покоя в центре.
Камаэ обычно изучается не как статичная форма, а в динамике – как выход в камаэ из естественной стойки (мусуби-дати) и возвращение в естественную стойку.
Один из способов перехода в камаэ – "контролируемое падение" вперёд всей плоскостью тела, с выставлением ноги для фиксирования положения тела в нужной позиции.
Важный момент: при переходе в камаэ и возвращении в естественную стойку ступни должны не отрываться от татами, а скользить по нему.
Положение при камаэ:
1. обе ступни установлены на центральной линии (линии оси симметрии тела), при этом ступни располагаются на линии развёрнутыми наружу, угол между ступнями -- 90 градусов);
2. большие пальцы ступней плотно прижаты к татами ("хватка когтями орла");
3. вес тела распределён следующим образом: примерно 60% на стоящей впереди ноге, примерно 40% -– на ноге, стоящей сзади;
4. расстояние между ступнями – примерно длина голени (со временем вы найдёте оптимальное для себя расстояние);
5. стоящая впереди нога согнута в колене, стоящая сзади -– выпрямлена;
6. колено передней ноги отведено наружу, проецируясь в вертикальной плоскости, так, чтобы полностью закрывать ступню; 7. проекция середины промежности (точка "хуэй-инь" акупунктуры) проходит через заднюю поверхность пятки стоящей впереди ноги;
8. бедра развёрнуты фронтально с плотным контактом между их внутреними поверхностями (как будто зажимаем между ног палку); 9. ягодицы поджаты;
10. бёдра и корпус сохраняют естественную конфигурацию (как в мусуби-дати);
11. плечи опущены, верхняя часть тела разбавлена;
12. лопатки в естественном положении (необходимо избегать сутулости);
13. шея прямая;
14. темя, позвоночник и стоящая сзади нога должны располагаться на одной линии;
15. руки в положении "тэгатана" ("рука-меч"; руки чуть-чуть согнуты в локтях, образуя дугу, напоминающую форму лезвия японского меча), не напряжены;
16. кисти рук развёрнуты в направлении, продолжающем направление, в котором направлены предплечья;
17. ладони полностью раскрыты, находятся в одной вертикальной плоскости (как будто мы зажимаем между ними лист бумаги);
18. одноименная стоящей впереди ноге рука (например, при стоящей впереди правой ноге – правая рука) находится на уровне солнечного сплетения;
19. разноименная рука (например, при стоящей впереди правой ноге – левая рука) – на уровне пояса (пупка), на расстоянии примерно одного кулака (около 10 см) от тела (для особенно длинноруких людей это расстояние может быть увеличено до примерно 20 см);
20. пальцы рук растопырены, находятся в тонусе;
21. безымянные пальцы обеих рук направлены параллельно полу; взгляд направлен прямо перед собой на противника.

Наиболее частые ошибки в камаэ:
1. Нога стоящей сзади ноги согнута в колене
2. Бёдра не развёрнуты вперед
3. Вес тела недостаточно перемещён на стоящую впереди ногу
4. Нарушена прямая линия "темя – спина – стоящая сзади нога"
5. Взгляд направлен вниз.